Skip to content

ПРИВАТИР БРИТАНСКОЙ КОРОНЫ-1. Любимец Фортуны.

(повесть из книги “Планета Океан”).

От Автора.
После открытий Колумба, рожденный в Испании Папа Римский Александр VI отдал земли Нового Света Испании и Португалии, надеясь этим подарком прекратить вековую вражду и соперничество двух морских держав. Своим решением Папа смертельно унизил всех монархов Европы и раздул костер вражды. Короли взывали к Богу, но Ватикан считавший себя наместником Всевышнего на земле был непреклонен в своих решениях.
Король Франции Карл Восьмой по прозвищу «Любезный» был возмущен такой несправедливостью. Он изрек: “Солнце светит одинаково для всех!”. И любезно благословил своих корсаров на морской разбой. И вот вслед за испанцами в Новом Свете появились корабли французов, фламандцев и голландцев. Эти были уполномочены своими монархами, имели лицензии приватиров. Началась большая драка и грабежи, а вскоре в драке за награбленное объявились и пираты. Эти грабили всех подряд.

С появлением англичан драчунам пришлось потесниться. Первым англичанином в водах Нового Света был Френсис Дрейк. Он начинал как работорговец и пират, за дерзкие набеги на испанские форты и поселения получил прозвище «Плимутский Дракон». Был отмечен своей королевой, стал приватиром, а затем и адмиралом, открывателем новых земель и политиком. Он был первым англичанином, совершившим кругосветное плавание и вернувшимся из него живым на корабле, трюм которого был набит сокровищами и пряностями. Стоимость трофеев в два раза превышала размер годового дохода английского королевства. За свои подвиги во славу английской короны Дрейк получил от королевы рыцарский титул. И бессмертие в памяти благодарных англосаксов.

Пиратство существует с тех дней, как человек приладил парус к лодке. Пиратом средневековья был разбойник, который грабил и чужих и своих. В Новом Свете столкнулись интересы держав, потому здесь мотивация морских налетчиков имела другие оттенки. Пиратами становились опытные моряки, в командах их кораблей были солдаты, обученные военному делу. К пиратам бежали наемные работники, завербованные в Европе и попавшие в рабство к плантаторам. Сбегали к ним и черные рабы, пиратская вольница спасала их от рабства, они получали равную долю в дележе.
Среди искателей удачи были не только грабители и убийцы. Были и джентльмены, романтики, бросавшие вызов деспотизму монархий. Чтобы пиратство не превращалось в разгул анархии и бандитизма, они установили законы для пиратов и
неисполнение этих законов каралось сурово. Эти джентльмены-пираты основали на Мадагаскаре первую в мире республику назвав ее «Либертария» (liberty – свобода). Их законы о свободе и равенстве всех независимо от цвета кожи позже были вписаны отцами-основателями Республики на земле Америки в Конституцию.

Приватирскую лицензию на разбой в Новом Свете европейские монархи выдавали капитанам кораблей торгового флота, часто предоставляя им для этого и сам корабль. Свой морской флот монарх держал дома, чтобы защищаться от соседа или самому нападать на него. Приватиру королевская лицензия позволяла грабить корабли и поселения той державы, с которой его собственная была в состоянии войны. Однако все войны однажды заканчиваются и после объявления мира лицензия приватира аннулировалась. Искатели приключений теряли наживу, многие продолжали грабить нелегально и уже считались пиратами, за ними часто гонялись и военные корабли их собственного короля.

Первыми пиратами Карибского моря были французские беглые моряки и солдаты. На острове Эспаньола они жили охотой. Аборигены научили их коптить мясо в дыму костра. Решетку, на которую укладывались куски мяса и рыбы индейцы называли «букан» и охотники стали называть себя буканирами. Все они были опытными бойцами, участниками войн. К ним присоединялись беглые моряки и солдаты других национальностей.
Испанцы считавшие себя единственными хозяевами в землях и водвх Нового Света нещадно расправлялись с буканирами, сжигали их живьем. Гонимые, те перебрались на соседний с Эспаньолой остров Тортуга, ставший их прибежищем. Буканиры наводили страх своим искусством стрельбы и обращали в бегство всех, кто пытался на них напасть. Насилие порождает ненависть к насильнику. Буканиры начали охотиться за кораблями испанцев. У них скоро появилась проверенная тактика. На своих быстрых и маневренных парусных лодках они догоняли корабль и сняв метким выстрелом рулевого не подпускали никого к штурвалу. Потерявший управление корабль приводился к ветру, его паруса обвисали. На борт карабкались вооруженные до зубов налетчики и пощады от них не было никому. Буканиры стали первыми пиратами в Новом Свете, уже через несколько лет после появления в нем кораблей Колумба.
После появления в Новом Свете англичанина Френсиса Дрейка прошло сто лет. И настало время еще одного англичанина, чьи рейды, налеты и экспедиции в Карибском море окончательно установили могущество Британской империи в регионе. Пиратский флаг никогда не развевался на мачтах его корабля, но все пираты Карибского моря признали его своим Адмиралом и подчинялись ему беспрекословно.
Усаживайтесь поудобнее, леди и джентльмены. Мы отправляемся к пиратам, нас ждут приключения!
=======       ========       ========

ЧАСТЬ 1. ЛЮБИМЕЦ ФОРТУНЫ.


В 1654 году бывший военный, ставший диктатором Англии, Ирландии и Шотландии Оливер Кромвель решил захватить форпост испанцев в Новом Свете, остров Эспаньолу. На острове кроме аборигенов жили переселенцы из Испании, которых доставил Колумб в своей второй экспедиции. Остров Эспаньола находился рядом с Кубой и эти два кусочка суши в океане были воротами в мир сокровищ, которыми бредила вся Европа. Поскольку остров имел стратегическое значение, испанцы построили на нем военные укрепления и разместили гарнизоны своих солдат.
Кромвель снарядил экспедицию и командовать ею назначил адмирала Пенна и генерала Винейблса. Среди семи тысяч солдат и моряков, грузившихся на корабли в английском порту был и девятнадцатилетний Генри Морган. Рожденный в Уэльсе, на родине знаменитых авантюристов, юноша был переполнен амбициями, рассказы о диковинных заморских землях кружили его горячую голову. Ему снились кровавые стычки с испанцами, золотые россыпи, богатство и слава.
Он был из семьи джентльменов, оба его дяди генерал-майор сэр Томас Морган и полковник сэр Эдвард Морган были храбрыми военными. От них Генри унаследовал славные семейные традиции, решительность и жажду славы, благодаря чему отважные добиваются в жизни всего, о чем мечтают.
Молодость нетерпелива в своих устремлениях и в этом прелесть отваги молодых. 

Их корабли пересекли Атлантику и высадившись в южной части Эспаньолы англичане бросились на штурм крепости. Но испанцы были готовы к нападению. Они отбили все атаки пришельцев и тогда англичане решили взять крепость осадой. Но они не подозревали что их ждет. Тропические болезни мокрых джунглей, полных ядовитых москитов, стали косить солдат сильнее, чем пули испанских мушкетов. И англичане отступили, вернулись на свои корабли.
Но возвращаться с пустыми руками означало навлечь на себя позор всей нации и немилость сурового Кромвеля. Нужно было захватить хоть что-нибудь.

Этим «что-нибудь» оказался остров Ямайка, малочисленный испанский гарнизон которого не оказал серьезного сопротивления. Как впоследствии показала история, маленький остров, находившийся в центре стратегического перекрестка всех морских путей испанцев, оказался большим драгоценным камнем в короне Британской Империи. Остров сразу стал форпостом приватиров и пиратов. Испанцы свозили добычу из своих колоний на Кубу, откуда отправляли награбленное через океан. Их корабли проходили вблизи Ямайки, где пиратам, увидевшим парус на горизонте, нужно было лишь свистнуть своих головорезов наверх и догнать добычу.

На острове главным городом с гаванью, вмещавшей до 500 судов и населением около трех тысяч жителей стал Порт Роял. Здесь торговцы, прибывающие с американского континента, скупали у пиратов награбленное, поощряя тех к новым набегам. Здесь крутились большие деньги, наживались состояния. Здесь грабили, насиловали и убивали, часто среди бела дня. На Ямайке правили темная ночь и острый пиратский нож. Законы английского диктатора Кромвеля здесь не работали.

Морган быстро набирался опыта в каперском промысле и проявив качества лидера, стал капитаном корабля. Популярность его росла, он был обласкан губернатором острова Томасом Модифордом, между ними возникли дружеские отношения. Моргану была выдана лицензия, дававшая право на легальный грабеж. Наверняка, в этом немалую роль сыграл дядя, сэр Эдвард Морган, который был правой рукой губернатора, его заместителем.

Молодой Морган участвовал в экспедициях легендарного адмирала Кристофера Мингса. В одном из рейдов к берегам Венесуэлы адмирал Мингс захватил и доставил на Ямайку огромную добычу: 24 тяжеленных сундука с серебряными монетами, золото в слитках, жемчуг, тонны какао… и груды прочего добра на сумму в миллион британских фунтов по курсу тех лет.
В 1666 году адмирал Мингс погиб в очередной колониальной войне с голландцами, ему в то время был всего 41 год. В той экспедиции погиб и дядя молодого Моргана, сэр Эдвард Морган.

Искушенному в стычках и накопившему опыт в этом рискованном деле Генри Моргану была предложена должность вице-адмирала флота. Под свое командование он получил 9 кораблей. С этим своим флотом Морган стал совершать походы к побережьям Гондураса и Никарагуа, где грабил и сжигал испанские поселения. Отныне он не гонялся за кораблями испанцев, чтобы рисковать жизнями своих моряков за несколько сундуков с монетами. Он совершал налеты на те места, куда испанские корабли свозили награбленное и там сундуки с сокровищами исчислялись сотнями. Морган в этом был настолько успешен, что все приватиры, буканиры и пираты скоро признали его своим адмиралом. К тому времени ему исполнилось 32 года и жизнь дарила исполнение мечты! Генри женился на дочери покойного дяди сэра Эдварда Моргана, своей двоюродной сестре Мэри. Их брак был бездетным, но прочным.

НЕ ШУТИТЕ С БУКАНИРАМИ, СЕНЬОР..!

(о том как пираты Моргана проучили испанских колонизаторов).

В январе 1668 года губернатор острова Ямайка сэр Модифорд получил тревожные новости. Коварные испанцы задумали атаковать остров, используя своим плацдармом Кубу. Губернатор поручил своему вице-адмиралу выяснить насколько серьезны намерения испанцев. Морган отправил лазутчиков и получив их донесения, объявил общий сбор. Его гонцы спешили по всем островам и землям Карибского моря, к пиратам и буканирам. Адмиралу всех пиратов требовалась армия из 500 головорезов. И вскоре они прибыли к нему на десяти кораблях. Пиратский флот отправился к южной оконечности Кубы. Там к ним присоединились и буканиры с Тортуги.

Морган всегда советовался со своими капитанами. На этот раз он высказал намерение сжечь Гавану, этот рассадник испанской заразы в Новом Свете. Его поддержали многие. Однако Гавана была укрепленным испанским фортом, сил было маловато и это понимали все. Побывавшие в плену в тюрьмах Гаваны утверждали, что для успешной атаки понадобится как минимум полторы тысячи бойцов. Мнения разделились. В разгаре дискуссии один капитан предложил напасть на городок Пуэрто дель Принсипе, который находился в 48 километрах от океана. Там жили богачи, их торговые связи с Гаваной были прочными. Никто из них не ожидал нападения с моря. Разграбление этого поселения должно было напугать власти Панамы и принудить тех к компромиссу. Моргану идея понравилась…!

Капитаны обсудили план. Было решено спрятать корабли в укромной бухте Эль Пуэрто и оттуда совершить марш на означенный город. Но сбежал один предатель, который донес замысел пиратов губернатору. Губернатор решил встретить пиратов на подходах к городу. Он собрал отряд из 800 мужчин и оснастил тяжелую кавалерию. На дорогах были сделаны завалы из деревьев. В улочках настроили баррикады, вооруженные горожане дежурили на крышах домов. Пиратам оставили путь через саванну, голую степь, где по замыслу губернатора его кавалерия, закованная в доспехи, должна была устрашить, посеять панику, разгромить незваных гостей..!

Обнаружив на пути своего отряда завалы, Морган понял что их ждут. И он повел своих бойцов прямо в саванну, именно туда, где их ждало войско губернатора. Из чащи пираты вышли с развернутыми знаменами, под грохот барабанов.
Губернатор довольно ухмылялся – влезла мышка в мышеловку! Гарцуя на своем коне он отдал приказ кавалерии. Видя мчащихся на них всадников, пираты быстро перестроились в полукруг. Пули их мушкетов стали валить лошадей. Буканиры были отличными стрелками, били зверя на бегу, птицу на лету, стреляли они без промаха. Наткнувшись на стену огня лошади испанцев обезумели. Они уже не слушались седоков, развернулись, понеслись прочь. Конников охватила паника, которую они уготовили пиратам Моргана. В том позорном бегстве пуля, выпущенная из буканирского ружья догнала и губернатора…

Пираты изрубили оставшихся и вошли в город. Жители стреляли по ним из окон. Морган послал предупреждение: «…Прекратить сопротивление! В противном случае город будет сожжен дотла, а ваших женщин и детей мы искромсаем на куски, на ваших глазах!..». Кровь леденела в жилах от такого ультиматума, город сдался. Пленников заперли в церквях, началась пьяная оргия, грабежи. Пираты требовали выкуп. Пытали, используя методы испанской инквизиции: резали тело жертвы на куски, отрубали руки, ноги, уши. Изощренной пыткой было перетянуть голову несчастного веревкой, которую потом закручивали деревянной палкой. Глаза жертвы при этом вылезали из орбит.

Горожан охватил ужас. Они умоляли дать им две недели для сбора денег и Морган поначалу согласился. Но ему доставили перехваченное письмо от губернатора форта Сантьяго, в котором жителям рекомендовалось тянуть время, нужное для отрядов, спешивших на помощь. Поняв коварный замысел испанцев, Морган отдал приказ отправить все награбленное на корабли немедленно и потребовал в обмен на жизни заложников 500 голов скота. Животные были доставлены, их туши разделаны, засолены и отправлены на корабли. И тут среди самих пиратов возник конфликт.
Дело в том, что у буканиров лакомством был мозг, который они высасывали из костей убитого животного. При разделке туш между французом и англичанином возникла драка. Согласно пиратским правилам разрешалась дуэль на берегу и пираты выбрали своим оружием мушкеты. Но англичанин коварным выстрелом в спину убил своего противника, до сигнала. Французы обнажили сабли, требуя реванша. Назревала кровавая междоусобица. Морган встал между оголенными саблями. Он обещал французам по возвращению на Ямайку предать суду нарушившего пиратский кодекс. Конфликт был улажен только после того, как убийцу заковали в цепи.

Пираты делили награбленное. Добыча составила 50 тысяч серебряных песо. Не так уж много, по полсотни монет на брата. Разочарованные жалким призом пираты шмыгали носами, монет хватит всего на неделю кутежа с девицами.
Но их адмирал улыбался. Этот рейд был для него далеко не первым и он с каждым разом убеждался в том, что грабить поселения на суше гораздо выгоднее, чем гоняться за испанскими кораблями в море.
Английский пират, нарушивший правила дуэли, был предан суду и повешен в Порт Рояле, при стечении народа. Морган сдержал слово и весть об этом доставили повсюду. Прогулявшие в кабаках шальные монеты, пираты просили своего адмирала о новом походе.И вскоре Морган созвал своих капитанов на совет. У него созрел план.

Я ВЕРНУСЬ ЗА СВОИМ МУШКЕТОМ!

(О рейде пиратов Моргана в Портобелло и чем это кончилось для кичливых испанцев).

Было это в июле 1668 года. Накопивший опыт налетов в море и на суше, Морган решил навестить Портобелло, форпост испанцев на панамском перешейке, куда те свозили сокровища для дальнейшей отправки их в Гавану. На двенадцати небольших кораблях, с пятью сотнями головорезов, принимавших участие в его рейде на кубинский городок Пуэрто дель Принсипе, Морган вскоре был у цели. В сумерках корабли незамеченными прошли вдоль побережья и бросили якоря в устье реки Чагрис, в нескольких милях от крепости.
Вход в акваторию порта охраняли два форта. Под покровом ночи пираты на своих лодках проникли в гавань. Вытащив посудины на песок, они бесшумно подкрались к ближнему форту с тыла. Когда часовые заметили нападавших, было уже поздно. Пушки крепости были бесполезны, головорезы лезли на стены.

Испанцы отчаянно оборонялись, но пираты захватили форт. Упрямцы засели в каземате, пираты их там взорвали. И стали немедленно бомбить крепость по другую сторону канала, стреляя по ней из пушек захваченного форта. Наутро для атаки Морган приказал изготовить штурмовые лестницы и заставил пленных монахов тащить те лестницы к стенам, думая, что религиозные испанцы не посмеют стрелять в слуг божьих. Но те стреляли и многие из тащивших лестницы монахов были убиты. Форт был взят, губернатор схвачен. Жена и дети на коленях умоляли его сдаться, но губернатор предпочел смерть позору. Пиратские корабли вошли в гавань, их пушки уставились на город. Морган послал ультиматум в Панаму:

ПИСЬМО ПРИВАТИРА ГЕНРИ МОРГАНА ГУБЕРНАТОРУ ПАНАМЫ ДОНУ АУГУСТИНО ДЕ БРАКАМОНТЕ:

Сеньор,
Мы планируем сжечь этот город дотла, сняв все пушки и забрав амуницию фортов. Мы также заберем всех пленников с собой. И продемонстрируем им такое же гостеприимство, какое пленные англичане получили здесь от вас. Однако, мы можем и не сжигать этот город при условии получения выкупа в сумме 350 тысяч монет серебром.
Портобелло, 14 июля, 1668.

ОТВЕТ ГУБЕРНАТОРА ПАНАМЫ ПРИВАТИРУ ГЕНРИ МОРГАНУ:

Я расцениваю Ваши действия как действия пирата и отвечаю Вам, что вассалы Короля Испании не вступают в мирные переговоры с таковыми.

ГЕНРИ МОРГАН – ГУБЕРНАТОРУ ПАНАМЫ:

Сеньор, Ваше письмо не заслуживает ответа, однако, поскольку Вы назвали меня пиратом, я решил написать Вам несколько строк, с предложением прийти сюда, не медля. Мы ожидаем вашего визита с нашим большим воодушевлением и у нас достаточно пороха и пуль для теплого приема. Если Вы не примете это наше приглашение, клянусь Благословением Божьим и нашим оружием – мы вскоре навестим вас в Панаме.

Губернатор послал войско наказать наглецов. Проливные дожди на пути превратили местность в сплошное болото, у солдат кончились запасы еды, отсырел порох. На подходах к Портобелло их встретил меткий огонь буканиров. И губернатор сдался. В первых числах августа два каравана мулов груженых серебряными монетами вышли из Панамы. Пираты получили требуемый выкуп, а с ним письмо. В нем губернатор пожелал узнать о волшебном оружии столь малочисленного войска, которому удалось сломить сопротивление защитников защищенной крепости.
Морган передал посланнику буканирский мушкет, имевший длину ствола четыре с половиной фута (полтора метра) со следующим уведомлением:

«..Вы можете оставить это оружие у себя, но только на двенадцать месяцев, после которых я за ним приду..».

Губернатор вернул мушкет Моргану, приложив к нему золотой перстень с изумрудом и ответное письмо:

«..Не утруждайте себя визитом в Панаму, как Вы это сделали придя в Портобелло, ибо здесь Вы не встретите такой теплый прием, какой Вы встретили там..».

Морган сдержит обещание и придет в Панаму. Правда не через год, а через два.


Получив выкуп, пираты ушли на Ямайку. Порт Роял встречал Моргана как героя. Добыча составила 250 тысяч песо, три сотни рабов, гору товаров и прочего добра. Захват Портобелло был одним из самых успешных пиратских налетов 17-го века. Несколько недель Порт Роял шумел пьяными оргиями. Деньги пиратов осели в карманах хозяев игровых домов и питейных заведений, остальное подчистили проститутки. Спустив все до последней монеты, разбойники просили адмирала о новой экспедиции. И в октябре Морган обьявил своим капитанам собраться на совет.
Go on the account! – скалились пираты. Что на пиратском сленге означает “Идем на дело!”

(продолжение следует)

Published inAdventure

One Comment

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *