Skip to content

ПРИВАТИР БРИТАНСКОЙ КОРОНЫ-2. Человек предполагает, а Бог располагает.

(История о том, как адмирал всех пиратов перехитрил адмирала всех испанцев).

В январе 1669 года Морган привел свои корабли к Коровьему острову, что у юго-западной оконечности Эспаньолы. В лесах и долинах острова бегали стада жирных диких кабанов, с гор стекали реки полные рыбы, а в прибрежных водах плескались морские коровы, от которых остров и получил свое название. Флагманом флота у Моргана был «Оксфорд», 36-пушечный красавец, любезно предоставленный губернатором Ямайки. Корабль был способен огнем своих пушек сломить сопротивление любой неприятельской крепости. У Коровьего острова к ним на своих пятнадцати кораблях присоединились французские буканиры с Тортуги. У французов тоже был свой 36-пушечный корабль. Тысяча двести вооруженных до зубов головорезов ждали адмиральского решения. С таким флотом и войском адмирал задумал идти на большую дичь. Колумбийская Картахена была важным стратегическим портом испанцев. Порт, окруженный мелководьями, считался неприступным. В далеком 1544 году на Картахену напали французские корсары и унесли оттуда огромные богатства. Предводителем у них был Ле Клерк, по прозвищу «Тумба», у него была деревянная нога. По пути домой пират ограбил Сантьяго на Кубе и разорил Лас Пальмас, на Канарских островах. Та история наделала много шума в испанском королевстве и Картахена была укреплена фортами, после чего действительно стала неприступной с моря. На эту дичь адмирал всех пиратов и решил повести свой флот, усиленный красавцем флагманом и таким же кораблем у французов.
Но между англичанами и французами было одно мутное дельце, которое предстояло уладить. Однажды в море у команды французского корабля кончилась провизия и они обратились к англичанам за помощью. Те снабдили нуждавшихся припасами. Французы заплатили векселями, которые по предъявлению оказались липовыми бумажками. Сейчас капитан французского корабля опасался мести англичан, потому держался на расстоянии. Но предстоящее дело пахло наживой и француз кружил вокруг, как голодный койот рыскает вокруг льва, пожирающего свою добычу.
Морган заманил французского капитана на военный совет и ужин. Получив приглашение тот подумал что грешок ему списали, потому как нуждаются в его флоте. Однако по прибытию на борт «Оксфорда» делегация была арестована и заперта в трюме до выяснения подробностей их аферы с липовыми векселями.

-Адмирал, сейчас не время сводить счеты из-за десятка коровьих туш, – кричал Моргану попавший в ловушку французский капитан.

-Именно поэтому я Вас не повешу немедленно, мсье. Но лично подберу для вашей шеи самую прочную веревку на Ямайке, – усмехнулся Морган. А сегодня, так и быть, сделаю для Вас исключение, капитан. Вы будете находиться под арестом в моей каюте. И пить наше вино, – расхохотался Морган. Великодушие адмирала спасло француза от жуткой смерти, фитиль которой уже тлел…


На Совете Морган изложил свой замысел нападения на Картахену и капитаны обсудили детали операции. После чего решили отметить это банкетом и фейерверком. На борту флагмана собрались три сотни головорезов, веселье было в разгаре, бухали пушки, петарды летели в вечернее небо огненными брызгами, когда раздался страшной силы взрыв. От случайной искры, попавшей в пороховой погреб, «Оксфорд» разнесло в щепки. Погибли почти все присутствовавшие на борту, чудом уцелели несколько офицеров и матросов, находившихся в тот момент на палубе кормовой надстройки. Взрывная волна выбросила их за борт. Среди счастливчиков оказался и Морган, он отделался раной, деревянный обломок вонзился ему в ногу. Спасся и плененный капитан французского корабля.


Неделю пираты вылавливали трупы своих товарищей, раздевали их, забирали оружие, отрезали разбухшие пальцы, стаскивая перстни. Тела выбрасывали в море, акулам на съедение. Похоронных торжеств не было. Ходили слухи что взрыв устроили плененные французы, но тех разорвало на куски, подтверждать или опровергать слухи было некому. Суеверные пираты сочли гибель флагмана плохим знаком и стали помалу разбегаться.
С адмиралом остались верные ему пять сотен душ на восьми малых кораблях. Морган понимал что с таким войском о Картахене придется забыть. И тут опальный капитан французского корабля сделал предложение. Француз предлагал напасть на испанское поселение лагуны Маракаибо, глубоко вдававшейся в побережье Венесуэлы. Пару лет тому назад он участвовал в рейде своего кровожадного земляка Франсуа Д’Олоне, знал мели и проходы, расположение фортификаций испанцев и обещал провести флот в лагуну.
Предложение пленника заинтересовало адмирала, он даже был готов простить ему мошенничество с фальшивыми векселями, но тут ему доставили бумагу, найденную при обыске в каюте француза. Документ, подписанный губернатором одной из французских колоний, предоставлял полномочия капитану корабля вести торговлю во всех испанских портах. А также предписывал снабжать испанские власти информацией об английских пиратах.
Когда Морган в присутствии всех зачитал этот документ, француз побледнел:

  • Адмирал, это всего лишь разрешение на торговлю с испанцами. Там ничего не сказано о том, что мы должны атаковать англичан!
    Пираты негодовали. Морган поднял руку, призывая всех к порядку:
  • -Но здесь сказано, что вы обязаны шпионить за нами в пользу нашего врага, мсье, – усмехнулся он, – а это уже намного хуже чем ваша афера с мясными тушами. Поэтому я отправляю Вас и ваших офицеров под арестом на Ямайку, где вы предстанете перед королевским судом. И да поможет Вам Господь!

Француза и его офицеров заковали в цепи, корабль с пленниками был отправлен в Порт Роял. Но предложение французского капитана напасть на Маракаибо уже засело в голове адмирала. Однако не было лоцмана, который бы знал тамошние мели и рифы. Морган решил действовать по обстоятельствам и приказал сниматься с якорей.

МАРАКАИБО.

“Oh My dear Captain, where have ye been?
Have ye been out sailing on the Caribbean?
Have ye any news of my son Ted?
Is the poor boy livin’ or is he dead?”
(из пиратской песни).


У входа в лагуну Маракаибо пиратов встретили огнем из пушек. Пираты лениво огрызались, постреливали в сторону форта с безопасной дистанции, держась вне досягаемости ядер противника. Так прошел день. С наступлением темноты Морган начал свою игру. Корабли стали приближаться к крепости, огонь их пушек усиливался. Демонстрируя агрессивные намерения атаковать форт с моря, пираты отвлекали внимание гарнизона. В это время, в дыму и грохоте пушек лодки с бойцами Моргана незаметно приближались к форту с фланга. Адмирал был в первой лодке. Пираты высадились в зарослях и обойдя форт с тыла, атаковали его. Испанцы бежали, не оказывая сопротивления. Разгадку поспешного бегства неприятеля обнаружили быстро – подземный каземат был набит бочками с порохом, оттуда вился дымок.
Морган бросился в каземат и выдернул фитиль, которому оставалось тлеть считанные секунды. Воодушевленные храбростью своего адмирала, пираты кинулись в погоню за бежавшими испанцами и изрубили всех, кого удалось настичь. Захваченные сотню бочек с порохом, восемьдесят мушкетов и амуницию пираты погрузили на свои корабли, заклепав пушки форта. Маракаибо был обречен. Однако жилища поселения оказались пусты, жители бежали в лес, унеся с собой все ценности. Разгневанный Морган отправил отряды в погоню и вскоре пираты притащили первых беглецов. Пытали их жестоко, под пытками они выдавали места, где спрятали монеты. Вычистив поселок и казармы, пираты двинулись на своих кораблях вглубь лагуны, грабя все деревушки вдоль побережья.

ДУЭЛЬ АДМИРАЛОВ.
Конные гонцы донесли известие о пиратском налете в порт Каракас, где находились три военных корабля вице-адмирала Дона Алонсо Эспинозы. Он был наслышан о рейдах Моргана и немедленно повел свой флот в Маракаибо, решив положить конец разбоям дерзкого наглеца. Корабли испанцев были оснащены 80 пушками, имели шесть сотен солдат. Воспользовавшись тем, что флотилия Моргана находилась в глубине лагуны, испанцы заняли крепость и отремонтировали пушки. Усиленный гарнизон форта готовился встретить пиратов раскаленными ядрами.
Получив известие, Морган осознал что попал в ловушку. Он пытался было выманить испанцев в воды лагуны, где его мелкосидящие корабли обладали лучшей маневренностью. Но Дон Алонсо не поддавался на хитрость. Предвкушая победу, он послал ультиматум Моргану: «…Я буду преследовать Вас повсюду, как того от меня требует мой долг и приказ Его Католического Величества, моего Короля. Я буду следовать своему долгу до конца, можете в этом быть уверены. Однако я даю Вам шанс. Я предлагаю Вам убраться. Если Вы согласны оставить здесь все вами награбленное, включая рабов и пленников, я позволю уйти вашим кораблям без угрозы для ваших жизней, при условии, что вы все немедленно покинете эти места, уйдете к себе, в свою страну. В случае несогласия с моим предложением, я уверяю Вас и ваших грабителей – вы все будете уничтожены, убиты нашими пулями и ядрами, изрублены нашими саблями. Это мое последнее и окончательное решение. Не испытывайте мое терпение, у меня достаточно солдат, сердца которых горят желанием отомстить вам за кровавые унижения, которые вы доставили испанским поселениям Америки…». Написано на борту корабля Его Величества «Магдалена», 24 дня апреля 1669 года. Вице-Адмирал Дон Алонсо дель Кампо и Эспиноза.
Морган понимал что вероломные испанцы не собираются держать слово и немедленно уничтожат покорившихся. Он зачитал письмо пиратам. Ситуация была критической, в глазах некоторых своих бойцов адмирал видел обреченность. В своем обращении к ним он был краток: «Вы можете сдаться и умереть в пытках. Или схватиться в смертельной драке за свою свободу!». Пираты размахивали саблями. Все желали драться до конца.
Одним из главных качеств Моргана было то, что он умел слушать. Он всегда выслушивал пленника, прежде чем отправить того на виселицу или отпустить. Он терпеливо выслушивал своих капитанов и оценивал каждое предложение, выискивая то, которое привело бы замысел к успешному исполнению. Сейчас Морган внимательно слушал одного из буканиров. Тот предлагал сделать «брюлот», то есть начинить порохом один из кораблей и направить эту плавающую пороховую бочку на флагман испанцев. Он просил десяток человек в помощь, выражая немедленную готовность осуществить этот замысел. Моргану план настолько понравился, что он тут же придал буканиру 200 пиратов для производства необходимых работ.
В качестве «пороховой бочки» был выбран один из захваченных в лагуне торговых кораблей. Пираты продырявили в его бортах пушечные порты, выставив в них черные африканские барабаны, издали похожие на стволы пушек. На палубе плотники расположили деревянные муляжи, напялив на них одежды. Брюлот становился похожим на военный корабль. Трюм набили бочками с порохом, захваченными при взятии форта. Пока шла подготовка, Морган тянул время в переговорах с испанцами. Но Дон Алонсо не желал слушать. Он дал пиратам два дня, чтобы сдаться.

На закате дня 30 апреля корабли пиратов медленно приближались к выходу из лагуны. Игра, в которой ставкой была жизнь, началась. Впереди, с флагом Моргана на мачте, двигался брюлот, начиненный смертью. С кораблей и стен форта за действиями пиратов внимательно наблюдали испанцы:

-Мой Сеньор, – обратился к Дону Алонсо капитан корабля, – пираты закрывают пушечные порты на своем флагмане.

-Похоже они приняли наш ультиматум, – ухмыльнулся тот, глядя в подзорную трубу, – отдайте приказ всем находиться под палубой, быть готовыми атаковать в любой миг. И помните, никакой пощады пиратам, – растянул губы в мстительной улыбке Дон Алонсо.

-Будет исполнено, мой Адмирал, – капитан отдавал распоряжения своим офицерам.

А на борту корабля-смертника, приближавшегося в наступающих сумерках к испанскому флагману старательно изображали действо. Среди муляжей, расставленных на палубе, десяток пиратов бегали, создавая реальную картину. Дон Алонсо был далек от догадки что он является участником игры, в которой акт комедии станет для него кошмаром уже через несколько минут. На испанских кораблях боцманы свистнули в дудки и матросы, обрубив якорные канаты, побежали по вантам, готовясь к маневру.


Подведя брюлот вплотную к флагману, пираты ловко забросили абордажные крючья и быстро притянули к нему свой корабль-смертник. Их дружки уже поджигали фитили в трюме, по свистку все пираты попрыгали в шлюпку и заработали веслами. В последний момент испанцы поняли что их одурачили. Но было поздно. Грохот взрыва расколол берега, паруса испанского флагмана скрылись в огне, корабль затонул в считанные минуты. Дон Алонсо и несколько снесенных взрывом за борт барахтались и хлебали соленую воду.
Морган отдал команду взять на абордаж второй корабль испанцев. А там всю команду, видевшую гибель своего флагмана уже охватила паника. Пытаясь увернуться от пиратов, они посадили корабль на мель. Солдаты в железных латах прыгали в воду и камнем шли на дно. Видя полный разгром, на третьем корабле выкинули белый флаг. Пираты бросились на штурм форта, но гарнизон оказал яростное сопротивление, открыв по ним стрельбу из пушек и мушкетов. Морган приказал отход.
Пиратам удалось захватить рулевого одного из кораблей противника. Теперь он стоял перед Морганом на коленях:

-Сеньор, пощадите, я португалец, не испанец. Мне есть что Вам сказать!

-Сеньоры сейчас барахтаются в воде, – усмехнулся Морган. И расскажите нам свою военную тайну, у меня нет секретов от друзей, – он обвел рукой сгрудившихся вокруг пиратов. Те кривили рожи и ухмылялись.

-Господа пираты! Дон Алонсо приказал уничтожить вас всех, после того как вы сдадитесь ему, истинная правда, – перекрестился португалец.

-Мы знали об этом, не так ли, друзья? – улыбнулся адмирал. Пираты зашумели кивая головами.

-И в чем же твоя военная тайна? – повернулся к пленнику Морган.

-Господин Адмирал, в экспедиции снаряженной против вас Высшим Советом Королевства было шесть кораблей, два из которых позже получили приказ вернуться в Испанию. Еще один корабль был потерян в тяжелом шторме, а три оставшихся вы разгромили сегодня…

Эта информация действительно была очень важной! Морган понял, что угрозы ждать больше не от кого. За столь ценные сведения он оставил португальцу не только жизнь, но и предложил ему вакансию рулевого на одном из своих кораблей. Португалец принял предложение с низким поклоном и благодарностью. Он также добавил, что на затонувшем флагманском корабле находится около 40 тысяч серебряных монет. Каким же ценным оказался этот пленник! И главное, как вовремя!
Захваченный третий военный корабль испанцев Морган сделал своим флагманом. Теперь он диктовал Дону Алонсо условия, требуя выкуп в размере тридцати тысяч серебряных монет и пяти сотен голов скота. В обмен он обещал отпустить пленников и не сжигать Маракаибо.
У испанцев не было выбора. Часть выкупа и скот были доставлены уже на следующий день. Морган послал еще одно уведомление Дону Алонсо. В котором предупреждал испанского горе-начальника, что не отпустит пленников, покуда существует угроза пушек форта для выхода из лагуны его кораблей. И пока адмиралы пикетировались и обменивались письмами, пираты навестили место гибели флагмана испанцев. Они вытащили из обломков пятнадцать тысяч серебряных монет и десятки слитков серебра весом тридцать фунтов каждый.

Дон Алонсо был вне себя от ярости и позора поражения. Он заклинал солдат гарнизона сражаться насмерть, во имя своего короля. Морган, узнав о коварных замыслах испанцев, предупредил вице-адмирала сгоревшего флота, что в случае бомбардировки его кораблей, все пленники, включая женщин и детей, будут немедленно повешены на реях. Для поднятия боевого духа своего войска Морган решил разделить добычу немедленно. К дележу были предъявлены слитки золота и серебра, двести пятьдесят тысяч монет, украшения, жемчуг и драгоценные камни, товары и рабы. Каждый пират получил свою долю и теперь готов был драться как зверь, защищая личное богатство. Золотые и серебряные аргументы Моргана оказались весомее патриотичной истерики Дона Алонсо.

ПОБЕГ!
Морган дымил сигарой и смотрел в ночное небо. На этот раз его советником была луна, висевшая над головой огромным золотым дублоном. Каждый моряк знает что в полнолуние морские приливы и отливы достигают своей максимальной амплитуды. Пора!
Утром пиратский флот приблизился к форту и корабли бросили якоря вне досягаемости ядер пушек крепости. Весь день пираты играли задуманную Морганом игру. Они демонстративно, на виду у испанцев, грузились в лодки и плыли к берегу. Там лодки исчезали в прибрежных зарослях. Затем они возвращались назад к кораблям и новая партия пиратов тащила с собой штурмовые лестницы. Так продолжалось до наступления темноты.

Протирая линзы своей подзорной трубы, Дон Алонсо наблюдал пиратскую суету. Он расценивал действия неприятеля как намерение штурмовать форт ночью, с тыла. Всматриваясь в картину происходящего вице-адмирал не увидел в ней главного. Он не увидел, что пираты, скрытые от его подзорной трубы зарослями в месте высадки укрывались на днищах своих лодок, возвращаясь назад. Разыгрывая комедию, сотня пиратов гоняла свои лодки весь день и насчитав к концу дня количество «прибывших» на сушу головорезов, Дон Алонсо был уверен в том, что Морган бросил все силы на предстоящий штурм форта. И приказал перетащить все пушки и боезапас на заднюю часть укреплений, удвоив там караулы.
В полночь на кораблях Моргана обрубили якорные канаты и отлив потащил их к выходу из лагуны. Небо затянутое пеленой дождя было союзником пиратов. Корабли миновали форт, прошли самую узкую часть прохода и на прощание громыхнули из всех своих пушек в сторону одураченного Дона Алонсо, который в те минуты всматривался в заросли, сидя на задней стене форта.
Ветер наполнял паруса трофейного флагмана. Морган стоял на спардеке, улыбаясь своим мыслям. Опять эти испанцы остались с носом!

-Адмирал, куда прикажете курс держать, – нарушил его мысли рулевой.
Курс домой, – усмехнулся Морган, – домой, парень! Давно собаки не обнюхивали своего хозяина…


А что же тот французский капитан, подсунувший англичанам фальшивые бумажки в уплату за провиант..? Если помните, в его бумагах пираты нашли документ, подтверждавший шпионаж в пользу испанцев. Французы были арестованы и отправлены на Ямайку. Вернувшийся из рейда на Маракаибо Морган был главным обвинителем на процессе. Пленным французам было предъявлено обвинение в шпионаже и попытке дестабилизации морских перевозок в колониях английского королевства. Игра политиков закончилась виселицей для офицеров экипажа французского корабля. Исполняя обещанное, Морган попросил палача подобрать капитану веревку покрепче, но помягче. Чтобы не оцарапала шею.
(продолжение следует)


© Copyright: Вальтер Мария, 2023
Свидетельство о публикации №223010400723

Published inAdventure

5 Comments

    • Thanks mate. In turn, I spend a few hours every day writing things with a glass of wine. So that you can enjoy reading my writing with a mug of coffee

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *